Адрес: Rodin Museum 79 Rue de Varenne, 75007 Paris, France. Время работы: с октября по март с 09:30 до 16:45; с апреля по сентябрь с 09:30 до 17:45. Стоимость посещения: "полный" билет - 9 EUR; постоянная коллекция - 6 EUR; временная выставка и сад - 6 EUR. Как добраться: станция метро "Varenne" (13 линия).
Красавица-Франция всегда манила к себе изысканным парфюмом, пышными дворцами, таинственной интригующей историей, описанной в романах А. Дюма, В. Гюго, О. де Бальзака. Она – родина передовых идей, философских теорий, направления модернизма в искусстве. Лувр, Версаль, собор Парижской Богоматери, Эйфелева башня, замок Орсэ – манят, притягивают тысячи туристов из разных уголков планеты. Чего стоят одни лишь имена: Тициан, Рубенс, Пикассо, Ван Гог, Эль Греко… Для желающих познакомиться поближе, увидеть воочию произведения непревзойденного О. Родена появилась уникальная возможность посетить его музей на улице рю де Варенн, открывающийся после 3-летней реконструкции и реставрации.
История создания музея Родена
16 млн. евро выделило государство на восстановление и обновление здания, построенного еще в XVII ст. в стиле рококо. В начале прошлого века его хотели снести, но Огюст Роден пообещал правительству подарить свое наследие, если здесь будет организована выставка его работ. Согласие получил и в 1908 г. въехал в отель Бирона, обустроил студию, начал творить, прожив тут до последнего дыхания, оборвавшегося в 1917 г. Так что экспозицию составили творения гения, собранные, расставленные по множественным комнатам им лично. Двери радушно распахнулись для посещения в 1919 г.
Этот дом стал гостеприимным приютом для многих талантливых личностей: Анри Матисс, Жак Кокто, Камилла Клодель.
Они не просто бывали, но и жили здесь, наблюдая за рождением настоящего дива из мрамора, гипса, бронзы.12 ноября 2015 г. важная дата – 175 лет со дня рождения скульптора. К ней и приурочено открытие выставки: в 18 комнатах разместят экспонаты, соблюдая хронологию и тематику.
Великий модернист Роден
Нетронутым остался роскошный живописный парк вокруг Отеля с огромным зеркальным озером на заднем дворе, тенистыми аллеями, широкими дорожками, цветниками, дарящими тончайший аромат. Но не зелень и скамеечки привлекают сюда посетителей, а главные, самые ценные работы известнейшего импрессиониста: “Мыслитель”, “Врата Ада”, “Граждане Кале”.
Он не получил специального образования, трудился благодаря интуиции, высекая из камня чудеса, рождая удивительные образы, подсмотренные у самой матушки-природы, считая ее единственной богиней, достойной поклонения. Более 30 лет ушло на создание “Врат Ада”. Они предназначались для украшения портика Музея декоративного искусства, но его не открыли, а работа осталась незавершенной. 7-метровый шедевр вместил 186 фигур, передав силу трагизма, внутренних переживаний, борьбы.
Идею автор позаимствовал у Данте, описавшего преисподнюю с такой силой, словно, сам побывал там. Все человеческие пороки представлены в “Божественной комедии”: алчность, прелюбодеяние, неверие, убийство, предательство. Роден многое отобразил, вложив всю страсть своей души, динамические формы полны экспрессии, движения.
“Три тени” венчают “Врата”. Согбенные жизненными проблемами, измученные, они сливаются воедино не в состоянии состязаться со смертью. Но переплетение напряженных рук, широко расставленных ног, упершихся в твердь, противоестественно изогнутых тел внушают зрителю веру в мощь духа, величие человека, возможность поединка с неотвратимостью.
На створках дверей возникают фигуры из кроваво-огненного месива, превращаясь в непостижимые композиции: текучесть форм, драматизм задуманного обобщается философскими размышлениями: Ромео и Джульетта, Паоло и Франческа, Ева… И в скорбной позе возвышается над ними задумавшийся Творец, взирающий на мир, пороки общества, размышляющий о превратностях судьбы, жалея собственное творение. Возможно, это незабвенный Д. Алигьери, написавший “Комедию”.
Для создания “Мыслителя” позировал мастеру мускулистый боксер Жан Бо, сильный мужчина с идеальным телосложением. Во многих городах мира украшением площадей явились гипсовые или бронзовые копии (20 шт.). Одна из них – на могиле Родена в Медоне. Другая, во много раз увеличенная, стоит в парке на лужайке, окруженной аккуратно фигурно подстриженными кустами. Каждый, присев с ней рядом, задумается, погружаясь в загадки бытия. Статуя, показанная впервые в Копенгагене (1888 г.), и сегодня не потеряла своей актуальности. Не зря Декарт говорил: “Я мыслю – значит существую”. Аукционный дом Sotheby’s выставил на продажу три скульптуры, среди них копия “Мыслителя”, выполненная для американского издателя Ральфа Пулитцера в 1906 г. Ее высота 71,5 см, оценили статуэтку почти в 12 млн.$.
Еще с одним нетленным творением столкнетесь в саду. Власти города Кале заказали скульптору создать памятник его гражданам, совершившим подвиг во время Столетней войны. Город был взят в осаду в 1347 г. Английские войска под предводительством Эдуарда ІІІ готовились стереть Кале вместе с жителями с лица земли. Неожиданно для всех выдвинули жесткий ультиматум: шестеро представителей знати должны добровольно явиться к победителям, принеся себя в жертву. Среди народа воцарилась тишина. Она висела в воздухе густой тяжелой карой, пока не вышли добровольцы, готовые отдать жизнь ради спасения крепости.
Так и вылепил их Роден: с петлями на шее, медленно бредущими навстречу смерти. Подметив у импрессионистов умение запечатлевать мгновение, непревзойденный талант сумел передать состояние духа каждого, шагающего к страшному концу. Один опустил руки, равнодушен, спокоен, исполнен смирения. Другой закрывает глаза, не желая видеть грядущее. Третий, разведя руки в стороны, недоумевает, не в состоянии оценить происходящее. Четвертый в порыве тоски обхватил голову, возможно, сожалеет о сделанном шаге. Пятый, полусогнувшись, отвернулся в сторону, не зная, как усмирить нахлынувшие чувства. Шестой, держащий ключ от цитадели, плотно сжал тонкие губы, в глазах решительность, мускулатура лица выражает отвагу, готовность к подвигу. Королева Филиппа, сраженная героизмом пленников, упросила венценосца-победителя отменить казнь.
Заказчик не ожидал увидеть композицию, он мечтал о монументальной скульптуре – символе мужества горожан. У Родена – это сгусток эмоций людей, обреченных на заклание. Не приняли и желание автора – не возносить на пьедестал, а поставить на площади, прямо на брусчатку, чтобы проходящий оказался лицом к лицу с согражданами, пережившими мучительную минуту страданий, трагедии, сомнений (статуи чуть выше человеческого роста). Скульптурная группа вызвала восторг жителей и была торжественно открыта в 1895 г. Памятник воздвигли на постамент, не прислушавшись к рекомендации создателя.
Отлитый в металле Бетховен с избороздившими лоб морщинами, вздутыми венами, сомкнутыми бровями – символ напряженной мысли, творчества композитора. Романтик Гюго, Оноре де Бальзак, Уголино нашли приют на аллеях среди зелени и тишины. Только шепот восхищенных туристов да протяжный звон колоколов небольшой часовенки нарушают их покой. Заглянув в нее, взору предстанет великолепие древней антики, столь любимой, бережно собираемой и хранимой хозяином.
Тело – цветок
Бронза – под дождем, снегом, градом, ей не страшны превратности погоды, но хрупкому мрамору место в помещении. Посетителя окружит бело-розовое чудо: до 6600 изваяний разместят для просмотра. Многие из них – повторение сюжетов “Врат”. Сиюминутность, мгновение, момент сладострастия нашли свое яркое выражение в знаменитом “Поцелуе”. Тела влюбленных – лиана, дерзко переплетенная, изысканная, непостижимая. “Безделушкой” назвал автор эту работу, прекрасно смотрящуюся с любой точки. Гладкие впадинки и выпуклости сплетенных в любовном экстазе тел удивительно сочетаются с фактурной грубостью скалы. Франческа да Рамини и Паоло Малатеста полуприсели, полуприлегли в порыве страсти, не замечая присутствия ревнивого мужа. Они выглядят беззащитными, трогательно ранимыми перед суровым наказанием. Супруг убил жену и ее любовника, души влюбленных встретились в аду, уносимые огненным вихрем.
Позировала Камилла Клодель, ученица и возлюбленная Родена, посвятившая 15 лет жизни человеку, умевшему одухотворить камень и металл, но не имевшему сердца.
Потеряв ребенка, впав в глубокую депрессию, она доживала свои дни в психиатрической клинике, скончавшись в 1943 г. Ни родственники, ни друзья, ни любимый не поддержали ее, оставив наедине с раздираемой болью. В одном из залов познакомитесь с ее замечательными произведениями – “Бронзовый вальс”, “Зрелый возраст”, вызывающими восхищение.
Изгибы тела напоминали скульптору хрупкий стебель, улыбку он улавливал на женской груди, волосы представлялись цветущим венчиком. В “Вечном идоле” тело – пружина, сжатая, стремительная, непредсказуемая. Оно – воплощение плотского наслаждения, дышащее дурманом чувств. “Поэт и муза” воспевают любовь.
“Ромео и Джульетта” – апофеоз эротических авторских фантазий. Выставлена на показ сексуальность женщины, способность возбуждать, волновать, притягивать. Прелестная “Данаида” привстала на колени, опустив голову, разметала волосы, появляющиеся из мраморной глыбы.
Роза Бёре, гражданская жена Родена, вылеплена в форме обворожительной головки, украшенной шляпкой с цветами. Эта женщина – нежный ангел-хранитель, оберегавший, помогавший на его творческом пути, ничего не требующий взамен. Родив сына, воспитывала его одна, пережила всех любовниц, окружавших мастера. Он сочетался с ней браком только 19 января 1917 г. Через 25 дней после церемонии бедняжка умирает, а 12 ноября этого же года отходит в вечность и талантливейший ваятель, завещав коллекцию Франции. Униженный, “топтаный”, непонятый многими в часы созидания, он возвеличен в час неотвратимого конца, принят обществом, поднят современниками на щит модерна.
Заглянувших сюда почитателей поразит скромность, непорочность “Евы”, прикрывающей грудь, смиренно опустившей голову. Очевидно, понимание сотворенного греха пришло к молодой женщине. В позе – стыд, горечь непослушания, осознание содеянного проступка. “Вечная весна”, “Старуха”, “Уголино” надолго задержат возле себя.
Стоящие на подставках в большом количестве необыкновенные, дивные руки: в мраморе, глине, гипсе – олицетворение мастерства, творчества, полета мысли. На одной – ладони подняты вверх, переплетены тонкие пальцы – собор. Рядом предстают взору кисти, изящные, изнеженные, словно, парящие в воздухе. Поодаль – под умелыми любящими руками создателя рождается человек. Часами можно стоять у каждой скульптуры, любуюсь, восхищаясь, поражаясь.
Приезжайте, сможете посмотреть собственными глазами, оценить гениальность Огюста Родена, сумевшего оживить камень, вдохнуть в него жизнь, выхватить миг и удержать его для нас, как бы повторяя вслед за Гете: “Остановись, мгновение, – ты прекрасно!”
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru