Адрес: переулок Казачий, д.44.
Телефон: +7 (863) 238-32-93.
Время работы: с 10:00 до 17:00, понедельник – выходной.
Как добраться: на автобусе или маршрутке №4 – выйти на остановке “Школа №77”.
Входная плата: 30 рублей.
История Музея железнодорожной техники
Одной из самых необычных достопримечательностей Ростова-на-Дону можно по праву назвать существующий там Музей железнодорожной техники.
Дата основания этого учреждения различна в нескольких источниках: в одних она указывается как 1960 г., в других – 2003 г. Наверное, 1960 г. датируется открытие Дорожного музея истории, неотъемлемой частью которого как раз летом 2003 г. и стал железнодорожный музейный комплекс. Несмотря на эти исторические недочеты, техническая экспозиция учреждения очень интересна и познавательна – независимо от момента её появления.
Расположена выставка под открытым небом – на месте закрытой сегодня железнодорожной станции Гниловская, часть путей которой демонтирована, а на другой части был организован музей.
Общая длина путей, являющих собой экспозицию, составляет почти 2 тысячи метров, на них размещено более 60 экспонатов. Здесь присутствуют все виды ж/д техники: паровозы, электровозы, мотовозы, электропоезда – как пассажирские, так и грузовые. Для имитации настоящей станции установлены семафор и светофор.
Интересными объектами выставки являются мотодрезина предвоенных лет, реконструированная и восстановленная, а также вагон-теплушка, интерьер которого приведен в соответствие с военными годами. Здесь присутствует и кран на железнодорожном ходу, и различная путевая техника – дрезины, автомотрисы.
На одном из участков выставочных путей располагается танк-паровоз, выпущенный в Алтайском крае. Особенностью таких транспортных приспособлений являлось то, что они не имели специального вагона для перевозки топлива и воды – тендера, а их запасы хранились в специальных емкостях, установленных на локомотиве.
Экспонаты музея
Старейшим и крупнейшим экспонатом ростовского Музея железнодорожной техники считается трехосная цистерна румынского производства, попавшая на российские ж/д во время Первой мировой войны в качестве трофейной единицы. Она являет собой единственный во всей России подобный экземпляр.
До 2003 г. цистерна применялась для транспортировки трихлорэтилена – углеводородного растворителя с едким запахом. Для его транспортировки требуются специальные вагоны, цистерна подходила для этого ввиду особенностей внутреннего строения.
После реставрации здесь расположился первый советский серийный электровоз ВЛ22м, первые буквы которого расшифровываются как Владимир Ленин. Выпуск этого агрегата начался после Великой Отечественной войны – в 1947 г. Примечательно, что на Челябинской ТЭЦ 12 таких машин до сих пор находятся в эксплуатации.
Интересен также электропоезд ЭР22, главной отличительной особенностью которого считалось наличие трех тамбуров: два из них стандартно располагались в начале и конце вагона, а третий – в центральной части.
Экспонаты можно смотреть или фотографировать, исследовать изнутри, побывать на месте машиниста или кочегара, пощелкать различными устройствами.
Такое времяпровождение как детишкам, так и взрослым будет интересно, познавательно и увлекательно: одно дело видеть проезжающие мимо поезда, совсем другое – посмотреть рабочее место их водителей. Фотосессия за пультом машиниста или в кабине легендарных локомотивов станет одной из самых необычных.
Для лучшего знакомства с железнодорожным миром музей организует поездки на ретро-поезде вокруг Ростова, а если количество участников группы превышает 50 человек, то предполагается поездка до Таганрога и обратно. Во время поездки можно прослушать интересную информацию из истории железной дороги и этого музейного комплекса в частности.