Адрес: улица Липецкая, д.10. Телефон: +7 (8442) 94-78-43.
Время работы: с 7:00 до 19:00.
Как добраться: любым городским транспортом,
идущим до остановок “Моздокская” или “Улица Елецкая”.
Образ Казанской Богородицы с конца 1570-х гг. признан духовенством Царицына (Волгограда) святым: икона была спасена во время пожара и осталась при этом абсолютно неповрежденной.
После того как ее пронесли по городу в крестном ходу, традиция эта на многие столетия закрепилась среди верующих и священников. С нее сделаны многочисленные копии-списки, ставшие чудотворными и переданные в другие сакральные сооружения.
При непонятных обстоятельствах оригинал образа Казанской Богородицы исчез в начале XX столетия и до сегодня нигде обнаружен.
Строительство Собора Казанской иконы Божией Матери
Собор Казанской иконы Божией Матери построен внутри крепости Царицына в начале XVIII века – он вскоре сгорел. Историки предполагают, что церквушка была деревянной и довольно-таки небольшой, возведенной в виде часовни.
Практически через 200 лет приступили к строительству каменной церкви – на том же самом месте, где стояла деревянная часовня. Закладка фундамента и первого камня состоялась в конце XIX столетия, уже через три года новый храм освятили в честь иконы Казанской Богоматери.
Обряд проводил епископ Саратовской и Царицынской епархии. Архивные документы не сохранили имя архитектора, разрабатывавшего проект православного сооружения.
Удалось только установить, что финансировал работы Иоанн Никольский, служивший протоиереем в одной из волгоградских церквей. Известно и то, что средства на строительные работы собирали прихожане.
Архитектура строения имеет черты псевдорусского стиля, хотя большинство декоративных элементов сделано по канонам древнерусской школы зодчества. Здание построено в форме креста, рядом с ним сооружены трапезная церковь и колокольня.
В комплекс входила и небольшая школа, где в течение трех лет проходили обучение девочки. Перед началом занятий они молились перед иконой в одном из классов.
Место, где ранее располагалась деревянная часовня, считалась святым, поэтому около него в 1820 г. основали кладбище. Территория церкви охватила и его – с тех пор эту местность народ стал называть Кладбищенской площадью.
История храма в первой половине XX века
К сожалению, новая церковь проработала совсем недолго: Октябрьская революция 1917 г. стала переломным моментом в истории многих сакральных сооружений, в том числе и Казанского храма в Волгограде.
Сначала новая власть города создала специальную комиссию, согласно постановлению которой, все ценности отсюда были изъяты и вывезены. Период с 1920 по 1930 гг. прошел для служителей в постоянной борьбе за сохранение прихода и ведение служб.
За это время храм сменил своих владельцев: от староцерковников он перешел в управление приверженцев обновленной церкви. Они способствовали тому, что при комплексе создан приют для так называемых юродивых людей, не имевших постоянного места жительства и родственников.
Несмотря на все старания церковной администрации, храм в конце 1939 г. прекратил свою работу. Довольно непростые времена настали для церкви во время ВОВ. Последствия Сталинградской битвы оказались катастрофическими для всех зданий города, в том числе и этого храма.
От него остались только капитальные стены, как следствие, после войны остро стоял вопрос о необходимости восстановления. Разрушенный храмовый комплекс все-таки был открыт летом 1945 г., но службы проводились в одном из жилых зданий, расположенных рядом. Через год здание и его территорию официально передали в собственность верующим, ставшим собирать средства для восстановления.
Проект ремонтных работ разработал волгоградский архитектор В. Симбирцев, нанявший бригаду рабочих для проведения ремонта и реконструкции.
Средств для закупки материалов не хватало, а власти отказывались предоставлять их по более низким ценам, чем существовали на рынке. Кроме того, попытки верующих собирать их в общественных местах пресекались и запрещались.
Однако разрушенное здание продолжало постепенно возрождаться. Сюда возвратили святыни – икону Казанской Богородицы и распятие.
Спустя несколько месяцев здесь провели проводку, достроили крышу и заделали дыры в стенах. Уже на Пасху в 1946 г. храм смог принять верующих на первое богослужение – тогда сюда пришло 8 тысяч верующих. Только половина из них смогли поместиться внутри собора, поэтому остальные прихожане слушали службу на улице.
На многие годы храм стал духовным центром для людей, пострадавших от войны. Здесь расклеивали объявления о пропавших родственниках, просили милостыню и совершались паломнические поездки.
Наполовину достроенный комплекс освятили в мае 1948 г. – тогда освящение состоялось и для двух престолов. Один существовал еще до войны, а второй – Никольский – достроен во время реконструкции. Его освящение было проведено повторно в 1954 г.
Роспись стен внутри началась только в середине 1950-х гг. – когда и были достроены хоры. Немного ранее полностью обновлена и отремонтирована трапезная церковь, куда поместили новые иконы – Михаила, Сергия Радонежского, святых Стефана, Николая, Михаила и других.
Еще в конце 1940-х гг. художник из Москвы К. Сархош передал собору специально написанные образы Вознесения, Крещения и иных великомучеников.
Возрождения Казанского храма
В течение первых семи лет на восстановительные работы было потрачено более 2 млн. руб., что вызывало протесты городских властей. Художественное оформление началось во второй половине XX столетия, проводилось совместными усилиями волгоградских и московских мастеров. Некоторые моменты работ были запечатлены на фотографиях, сделанных техником А.Д. Марченко.
В самом начале 1970-х гг. произошла заливка пола бетоном, еще через десятилетия заменены старые помещения для крещений и различных служб. Возле здания, где некогда жил священник с семьей, сделана пристройка с крестильной, регистратурой и разнообразными служебными помещениями. В 1954 г. храму присвоен статус собора, вскоре он стал главным в Волгограде.
Деятельность собора
Долгое время в Казанском Кафедральном соборе работал хор, которым поочередно руководили М. Моисеенко, Ю. Сатирский, И. Мамонтов.
В конце 1980-х гг. при нем заработала школа духовного пения, а позже была создана отдельная воскресная школа. Рядом с ними расположена соборная библиотека.