Адрес: Лечебная улица, д.8.
Как добраться: находится в центре города, на Центральной набережной.
Побережье города Анапа с древнейших времен было очень привлекательным для мореходов. Еще с античных веков здесь существовало поселение племен синдов, которое называлось Синдская гавань. Уже тогда здесь начала развиваться морская торговля, которая активизировалась после присоединения гавани к Боспорскому царству.
К берегам черноморского побережья стали приходит торговые суда, которых с каждым столетием становилось все больше, особенно во времена генуэзцев (XIV в.) и турков (конец XIV в. – 20-е гг. XIX в.). В период турецкого владычества к Анапе стали приходить и военные суда. Но турки не позаботились о создании безопасных условий вхождения кораблей в гавань и порт, что создавало огромные проблемы во время ночных рейсов.
Маяк на высокой горе
Необходимость строительства маяка турки понимали, однако из-за постоянных войн с русской армией за господство над побережьем оно так и не было начато. Лишь после завоевания войсками Российской империи в 1828 г. крепости Анапа стали постепенно создаваться условия для возведения маяка, но начало строительства все же затянулось до 1898 г.
Место для маяка было выбрано очень удачно: возле бывшей крепостной стены находилась высокая местность, на которой и был заложен фундамент будущего строения. Первое сооружение было деревянным, стоящим на козлах. Его основная функция в прошлом – подавать сигналы входящим и выходящим из гавани судам.
Огонь в башне обеспечивали керосиновые лампы, которые давали свет при вращении часового механизма с пружиной – его в движение приводил человек, смотрящий за маяком.
Каменная маячная башня
Спустя 11 лет, в конце октября 1909 г. временный маяк был заменен новым. Маячная башня построена из камня, а керосиновые лампы заменены механическим механизмом. Строительство проходило под руководством инженера Евстигнеева. Возле маяка сооружен целый жилой и хозяйственный комплекс, его территория ограждена забором, за которым располагалась двухэтажный дом, строения бытового характера, обслуживающие пристройки, цистерны, погреб, постройки для ведения хозяйства, мусорная яма. Маячная башня выполняла функции берегового маяка, свет из которого был заметен на 13,3 мили от побережья.
Агрегат сделан на одной фирме в Париже, которая специализируется на производстве новейших маячных механизмах.
Конструкция аппарата была очень современной для того времени: внутренний диаметр фонаря составлял три метра, он состоял из металлического цоколя и лампы накаливания. В движение все это приводилось парами сгорающего керосина. Новый маяк имел своего смотрителя: первым эти функции исполнял капитан в отставке Л. Сулькевич, который также следил и за маячными объектами в порту Анапы. Маяк был разрушен немецкими войсками – они взорвали его в 1943 г, покидая город.
Восстановительные работы
Очередную маячную башню в Анапе построили на месте разрушенного фашистами сооружения. Место решили не менять, так как находящийся здесь маяк органично вписывался в городскую архитектуру. Кроме того, к его расположению привыкли местные жители. В 1955 г. на мысе Анапский состоялось открытие сооружения, которое снова построено в виде башни – она имеет восемь граней и три горизонтальные черные полосы, высота комплекса составляет 43 м, а дальность действия сигнала – 18,5 миль.
К маяку проведено автономное электричество, которое в башне вырабатывает генератор, установлен радиомаяк и радиостанция. Примечательным является и подаваемый сигнал – красный, проблесковый.
Согласно морской терминологии, красный свет означает безопасную левую зону для входящих кораблей.
Радиомаяк и радиостанция значительно расширили функции комплекса, как следствие, появилась возможность работать в плохую погоду. В условиях нечеткой видимости служители маяка посылают радиосигналы.
Памятные места рядом с Анапским маяком
Маяк и место его расположение является историческими достопримечательностями. Рядом расположен некрополь, которому больше 200 лет, на нем похоронена жена Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда – З. Райх, а также солист Большого театра Д. Головин.