Колыбель Парижа – остров Сите
Париж… далекий, манящий, строптивый и по-женски кокетливый, опьяняющий своей атмосферой, где правят больше эмоции, а рассудок уступает место романтике. “Всякий, кто погружается в его пучину, испытывает головокружение”, – утверждал Гюго. Город уникален многоликостью, противоречивостью: старинный и вечно молодой, грациозный, чувственный, умеющий пробудить настоящий вкус к жизни. Чтобы узнать его поближе, приоткройте завесу прошлого острова Сите, ставшего центральной осью, вокруг которой в один прекрасный момент повернулась история страны, нации и, как знать, может, изменится лично ваша…
Здесь родился Париж
Город, прославленный в стихах, воспетый в песнях, радушно встречающий ежегодно до 20 млн. жаждущих познакомиться с ним, тесно связан с островом Сите, который лелеет в своих объятиях на протяжении веков река Сена. Как только этот кусочек суши ни называли: “головой, сердцем и хребтом”, колыбелью, началом всех начал. И все на 100% правы, ведь именно здесь зарождалась столица Франции.
С высоты он, действительно, напоминает корабль или огромную баржу, зашедшую в реку, да так и застывшую между двух изумительно красивых берегов, делающих град еще соблазнительнее. Раньше добраться до него можно было только на лодке.
В античные времена основали здесь рыбацкие деревеньки паризии, от которых и произошло романтическое название “Париж”. Но в 52 г. до н. э. расположились там римляне, вытеснив племя. Обнаружив под ногами болотистую местность, нарекли ее Лютецией (от латинского “lutum” означающего грязь). В период их правления земля, считавшаяся римскими задворками, превратилась в чудный город с банями, водопроводом, возведенными церквями. Шло время, пробегали столетия. Где-то в 360 г. Лютеция приобрела славное имя – Париж. Начало VI в. знаменует крах Римской империи, поселение завоевывается франками (отсюда название государства). При правлении Хлодвига в 508 г. город становится столицей французского королевства. Постепенно расширяется, увеличивается население. Появляется церковь св. Стефана (сейчас здесь находится знаменитый храм Богоматери). В западной стороне к началу XIV ст. среди роскошного сада с фруктовыми деревьями расположилась резиденция королей. Восточную часть отдали под кафедральный собор и ряд культовых строений. Оставшийся участок, разбив на 40 улиц, застроили жилыми домами из трех-четырех этажей. Нижние ярусы выложили из камня, верхние сделали деревянными. Возвели рынок, больницу. Через Сену перекинули 4 переправы. 1606 г. порадовал строительством Нового моста, затем еще четырех.
Далее префект Осман занялся реконструкцией городской территории. При нем расчистили от зданий участок между дворцом и храмом, переселив жителей в иные районы.
Если изначально здесь проживало более 15 тыс. человек, сейчас их количество не превышает 2000. Из жилых построек осталось всего 30.
Стремящихся купить здесь жилье много, но никто, даже за баснословные деньги, не решится продать квартиру с видом на Нотр-Дам. Сите, словно магнит, привлекает толпы туристов, восхищая, поражая несметными сокровищами, которых не счесть.
Уникальность Нового моста
До его появления остров соединялся с берегами с помощью 4 мостов. Сложно поверить, но в период Средневековья на них стояли дома, размещались торговые лавки. Создавались пробки, перейти на другую сторону было непросто. Предложил возвести дополнительную переправу еще Генрих II, но его сумели отговорить. Вернулись к этому вопросу спустя 20 лет, им занимался Генрих III.
Объявленный в 1577 г. конкурс на создание гениального проекта выиграл известный зодчий Батист Андруе де Серсо. Руководство строительством поручили Гийому Маршану. В последний майский день 1578 г. правитель с супругой заложили в основание фундамента краеугольный камень. В тот день плакало небо теплым летним дождем, скрывая безутешные слезы монарха, скорбящего по погибшему другу, телохранителю Келюсу, погибшему на дуэли от 19-ти нанесенных ран. Заложив в кладку выгравированные королевские гербы, бросив несколько монет на счастье, одетый в траур самодержец удалился. Трагический случай послужил причиной первого названия – мост Плача.
Спустя время властелин, как бы предчувствуя собственную гибель, понимая, что может не увидеть завершенным начатое дело, проехался по незаконченному строению. Предвидение не обмануло.
Заканчивал работы Генрих IV, категорически отклонивший идею загромождения 280-ти метровой конструкции, превышавшей шириной (20 м) остальные, лавками и домами, чем вызвал недовольство торговцев, зато появилась возможность, проходя, любоваться красотой речки, живописной местностью. Благодаря собираемой пошлине за перевозку вина родилось смешное прозвище – мост Пьяниц.
Король, мечтая быстрее пересечь реку на лошади, в 1601 г. выставил условие: закончить объект в течение трех лет, лично контролируя выполнение поставленной задачи. Через полтора года его желание осуществилось, стройку закончили досрочно, осталось произвести отделку. Торжественное открытие состоялось в июле 8 числа 1606 г. Брусчатку положили уже в 1624 г.
За новшества, впервые введенные при строительстве (каменные тротуары для пешеходов, отсутствие дополнительных нагромождений), конструкцию, полюбившуюся местному люду, стали величать Пон-Неф. Под товары отвели круглые выступы, а на открытой территории часто показывали трюки бродячие циркачи, назначали свидания влюбленные, проводились деловые встречи, организовывали представления на воде, устраивали фейерверки. Однако, не дремали и воришки, с большой ловкостью занимаясь опустошением карманов зазевавшихся граждан.
Лишь после трагической гибели Генриха IV появилась здесь вылитая из бронзы его конная статуя, первая в столице, установленная овдовевшей королевой уже после смерти мужа, хотя должна была стать украшением при жизни. У нее по-своему интересная судьба, заслуживающая отдельного рассказа.
История скульптуры монарха
Заказали ее в Италии скульптору Жану де Булонь, делавшему памятник Козимо Медичи. 75-летний мастер решил воспроизвести подобный шедевр, но скончался, не успев закончить. Его лучшему ученику потребовалось 5 лет на завершение начатой учителем работы. Монумент, весивший 6 т, погрузив на корабль, отправили во Францию. Но в дороге случилась беда: корабль затонул вместе с бронзовым всадником. Через год его подняли со дна морской пучины.
Застывший в бронзе король, оседлавший скакуна, в рыцарских доспехах с жезлом полководца в руке занял предназначенное ему место, когда минуло 4 г. со дня его кончины. 33-летний Франсуа Равальяк, школьный учитель из Ангулема, лишил монарха жизни, нанеся три удара в грудь охотничьим ножом. Казнь его состоялась на Гревской площади. Убийцу, привязанного к четверке лошадей, разорвали животные, отпущенные в разные стороны.
Величественная скульптура, пройдя водное “крещение”, продержалась на постаменте до французской революции. Бунтовщики расправились с ней так же, как и с другими символами монархии. Сначала Сена приняла в свои объятия коня, за ним полетело в воду разбитое на куски тело наездника.
Возобновивший монархию Людовик XVIII отдал указ восстановить изваяние. Деньги собирали всем людом. Точная копия была отлита французским скульптором Франсуа Лемо в 1818 г. Однажды, проводя реставрацию, в лошадином корпусе обнаружили коробки, где лежали архивные документы, относящиеся к XVII -XIX векам. Вместе с монетами и экземпляром Вольтера “Генриада” бронзовое чрево содержало “горячий привет”, переданный потомкам литейщиком-бонапартистом – небольшую статуэтку Наполеона Бонапарта.
В 2010 г. по случаю 400-летия со дня убийства правителя, сделавшего много хорошего для народа, создали скульптуре подсветку. Теперь, даже ночью, ее хорошо видно издалека. Навеки застывший королевский взгляд обращен на сквер, расположенный рядышком, названный не зря Вер-Галан, означающий слово “повеса” в переводе с французского. Именно таким прозвищем наградили сердцееда-короля за невероятные любовные похождения. Стоит заглянуть туда.
Прелести прилегающего парка
В уютный скверик – небольшой зеленый рай, напоминающий корабельную палубу, носом врезающуюся в речку, можно попасть, спустившись по ступеням лестницы от монумента Его Величества. Нельзя пропустить памятную доску, напоминающую о казнях, проводимых здесь во время Средневековья, где сожгли Жака де Моле, величайшего магистра тамплиерского ордена, проклявшего перед своей ужасной смертью на костре королевский род до седьмого колена. Его проклятию суждено было сбыться.
В тени развесистых деревьев, среди благоухающего запаха цветов, растущих на множественных клумбах, прекрасно отдыхать, разглядывая открывшуюся взору фантастическую панораму. Кто-то, быть может, возмутится, признав сумасбродной идею рассматривания красот, сидя на скамье. Не торопитесь с поспешными выводами. Делая подобные передышки, неспешно пройдете к остальным замечательным местам. Тем паче, что совсем рядом находится достопримечательность, заслуживающая внимания.
Жертвы фашизма – напоминание живым
Отдавая дань памяти замученным, убиенным, сожженным нацистами в концентрационных лагерях, воздвигли памятник. Большая часть его спрятана под землей, поэтому можно не заметить, но нельзя пройти мимо. Узкая лестница ведет вниз в мрачное помещение, похожее, скорее, на склеп. Потолок с полом черного цвета. В стенах – зарешеченные ниши в форме треугольников, какие нашивали пленным. Внутри в капсулах сохраняется немного пепла и земли, взятых в Освенциуме, Берген-Бельзене, Дахау. Коридор заканчивается стенкой, содержащей круглую дыру со светящейся лампочкой – символом надежды в конце туннеля.
200 тыс. ни в чем неповинных людей, у которых забрали возможность творить, любить, жить. Им прикрепили на руку соответствующий знак: политическим – треугольник красного цвета, цыганам – коричневого, евреям – желтую звезду и отправили умирать. При выходе – табличка с надписью “Простите нас. Мы никогда не забудем вас”.
Живые обязаны помнить это зверство. Невинные жертвы требуют от всего человечества не допустить подобного, защитить планету от войны. Поклонитесь им, пообещайте сделать все возможное, это и ваша обязанность, поставьте свечку за упокой их душ в соборе Парижской Богоматери, стоящем рядом.
Знаменитый Нотр-Дам де Пари
Исполинское тело величественного собора в готическом стиле, увитое каменными кружевами, с множеством фигурок святых, пророков и причудливыми химерами и горгульями наверху, выпускающими из драконьей пасти не пламя, а потоки дождевой воды, привлекает к себе миллионы людей со всего земного шара. И это не удивительно, ведь в нем представлена вся Библия. Создавалось это изысканное чудо на месте, где некогда поклонялись Богу Юпитеру. С наступлением христианства языческое капище преобразовалось в храм новой христианской веры. Произошло это в XII в., когда Людовик VII совместно с приехавшим ради этого папой римским Александром III открыли стройку заложением первого камня. Сооружали его на протяжении почти двух столетий.
Пятинефная базилика 130 м в длину, 69 в высоту вмещает более 9 тыс. человек. Фасад с западной стороны разделен на 3 части. Внизу находятся 3 портала, посредине – галерея королей из 28 статуй, верх венчают башни. Изваяния над входом отображают исторические события христианства, начиная от грехопадения, заканчивая Страшным судом. Доминирующим в интерьере является серый цвет камней, из которых выложены стены со сводами. Здесь не увидите настенную живопись. Солнечный свет, проникая через многочисленные витражные окна, придает целую радугу оттенков. Где-то преобладающим является фиолетовый, в других местах господствует голубой, встречаются оранжевый и даже красноватые тона. Необычная цветовая гамма создает таинственную атмосферу. На витражах изображено земное бытие Девы Марии, Христа, святых. Огромное окно-роза (диаметр 13 м) содержит порядка 80-ти сюжетов Ветхого Завета.
Прославляется храм уникальным органом (на сегодняшний день компьютеризированным) и многоголосием колоколов, приглашающих к службе. Особенно отличается голос наибольшего – Эммануэля (13 т), звучащего лишь в праздники. Рассказывают, что при его отлитии француженки бросали в потоки расплавленной массы золотые и серебряные украшения, поэтому звук его особенно божественный.
Не пощадил базилику огонь французской революции, разрушенной и ограбленной она долго пребывала в запустении. Восстанавливали ее в наполеоновский период более 20 лет. Проходят годы, минуют столетия, но не уменьшается притяжение к уникальнейшему шедевру Франции, любая дорога в столице приводит к Нотр-Даму.
Значимость Дома Инвалидов
Будет непростительной ошибкой обойти стороной большущее строение (400х450 м), предназначенное постаревшим, покалеченным, больным военнослужащим. Возвели его по указу самодержца, демонстрирующего королевскую заботу о доблестных воинах. Постройкой приюта занимался с 1671 г. зодчий Либераль Брюан. Вначале рассчитывали на 1500 проживающих, но к 1714 г. заселили более 4 тыс.
Фасад длиной 196 м обращен к реке. Здесь – 15 внутренних дворов. Для ветеранов выстроили в 1679 г. скромную часовенку Сан-Луи де Инвалид, но монарху хотелось иметь еще и личную, считая, видно, унизительным предаваться молитве совместно с калеками. Выполнял заказ архитектор Жюль Ардуэн-Мансар, возведя настоящий храм, устремленный ввысь на 107 м, видимый со всех уголков. Это была последняя работа талантливейшего зодчего, ставшая ему посмертным памятником.
Фасад украшает двойная колоннада, заканчивающаяся монументальным фронтоном. На массивном барабане разместился продолговатый купол, увенчанный гирляндами из золота, усыпанный цветами. Его завершает фонарик из позолоты и шпиль.
Основное здание состоит из главного зала с возвышающимся над ним куполом. С высоты свода взирают на посетителей 4 апостола, между ними – роспись “Св. Людовик, вверяющий свой меч Христу”. Несколько проходов ведут в капеллы.
Одну из построек передали Музею армии. Здесь нашли последний приют маршалы, прославившиеся на войне личности, среди которых известный Руже де Лилль, написавший знаменитую “Марсельезу”. В капеллах – захоронения членов семьи Бонапарта. В самом начале, справа, спит вечным сном Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона. Напротив него – младший, Жером. Гробница Наполеона находится в склепе под самым куполом. Бренные останки умершего в 1821 г. императора на острове Св. Елены доставили на родную землю через 19 лет, распределив их в 6-ти разных гробах, установили в крипте в огромном саркофаге.
Императорский покой охраняют изваяния12-ти богинь, олицетворяющих победоносные сражения. На мраморных плитах внизу выгравированы золотыми буквами места побед. Надписи окружены венком из лавра. Рядом – усыпальница его сына, наследника “Орленка”, скончавшегося в столице Австрии в 1832 г.
Долго к могиле приходили французские граждане отдать поклон священному праху величайшего императора. Но теперь здесь можно наблюдать только туристов. Прав был А. З. Манфред, сказавший: “Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне внимание”. Все в этой жизни проходит…
Бывшая резиденция королей
Пройти мимо нее никак не получится, ибо расположенный на острове Сите Дворец Правосудия, где находятся прокуратура, суд и муниципальные службы, занимает значительную часть территории. Грандиозный архитектурный комплекс с многочисленными башнями, создающий впечатление города в городе, создавался на протяжении тысячелетий.
Многие правители приложили усилие в разработке строительного ансамбля. Сооружение, чем-то напоминающее сегодняшний вид, создано Людовиком IX. Он возвел часовню Сент-Шапель (1248 г.), являющуюся богатым реликварием, где хранятся приобретенные святые реликвии Страстей Господних. При нем появились Сокровищница Хартий, галерея де Мерсье, соединившая часовню с королевскими апартаментами, где проводились церемонии.
Правивший в XIV в. Филипп Красивый возжелал создать замок, достойный королей. Его идею осуществлял зодчий Энгерран де Мариньи, благоустраивая царские покои, создавая Большой Зал (Прокурорский), где проходили заседания Парламента. Все дышало величием, потолки, казалось, упирались в небеса.
Филиппом была введена должность управителя – консьержа, для которого выстроили отдельное мрачное здание, Консьержери. Высочайший чин могли получить исключительно особы высокого ранга. Дворцовые стены вмещали в себя тюремные казематы, где томились политические узники, разного рода мошенники, особо опасные преступники.
Состоятельные заключенные имели лучшие условия по сравнению с бедными. Когда-то здесь до казни удерживали Марию-Антуанетту. В дальнейшем, по иронии судьбы, ее место заняли люди, обвинившие женщину. Камера ее отреставрирована, воссоздана обстановка, напоминающая суровые времена. Привлекает взор восковая женская фигура, облаченная в черное одеяние с книгой в руках, за ней наблюдают зоркие глаза стражника. Перед пленницей – распятие. На обвисших обоях изображена геральдическая лилия (эмблема королевской власти).
Помнят тюремные застенки знаменитую отравительницу, маркизу Мари-Мадлен д’Обре, Роберта Франсуа Дамьена, покушавшегося на жизнь Людовика XV, и других. Бедняки, содержавшиеся в сырых темницах, кишащих паразитами, не доживали до казни, умирая от болезней.
Перед тюрьмой установили Часовую башню (1350 г.) с первыми часами на ней, новые, появившиеся в 1585 г., отсчитывают время и сейчас. С обоих боков изумительно оформленного циферблата – аллегорические фигурки Правосудия и Закона.
Размещенный после революции в былых величественных залах Трибунал в течение небольшого срока сумел отправить на эшафот значительное количество людей, больше 2,5 тыс. Наполеоновская эпоха привнесла изменения в судебную систему.
Неоднократно грандиозное сооружение горело.
Особенно пострадало при Парижской Коммуне. Осуществить полную реставрацию смогли к началу Первой мировой войны. В 1914 г. строению присвоили статус архитектурного памятника.
Культурный центр острова
Генрих IV пытался соединить городское пространство в единую гармонию. Так возникла идея создания площади Дофина, реализовавшаяся в 1589 – 1610 годах. Нарекли ее в честь Людовика XIII, которого так величали. Выбрали замечательную местность, откуда просматривался Лувр, рядом – дворец монархов. Придав участку треугольную форму, окружили трехэтажными кирпичными белокаменными зданиями с магазинами, особенно ювелирными, тавернами, парикмахерскими, ресторанами. Скоро площадь стала самым оживленным городским районом. С берегов Сены легко добраться до нее, перейдя Новый мост.
Местные жители, полюбив ее всей душой, ласково называли “Золушкой”. Многочисленные дипломаты, посещавшие королевский двор, предпочитали снимать здесь временное жилье. Облюбовали ее и бродячие артисты, устраивая веселые представления широкой публике, начинающие художники выставляли свои картины. Многие ожидали появления здесь своих любимцев: известнейших комедиантов Мондора, Табарена и умевшего развеселить зрителей Жиль Барри. Не секрет, что среди собравшейся толпы крутились карманники в поисках легкой наживы.
Посетила городской центр Мария-Тереза Австрийская после сочетания браком с Людовиком XIV. Царский кортеж проезжал через 5 триумфальных арок, выстроенных в честь торжественного случая, работа художника Лебрена, создавшего трон, на котором восседала юная Мария, любуясь потрясающей панорамой Парижа.
К сожалению, все течет и меняется, былое великолепие со временем утратилось. Но и сегодня можно прекрасно отдохнуть в тени каштановых деревьев, наслаждаясь прекрасным пейзажем среди провинциальной тишины, посетив небольшой ресторанчик, отведать замечательную французскую кухню. А затем пройти на набережную Цветов, где остановиться у дома под № 9, ему есть о чем рассказать.
Трагическая история одной любви
“Здесь жили Абеляр и Элоиза”, – написано на мемориальной доске. История их любви, пережив столетия, превратилась в легенду. Никто не знает, какие встречи нам готовит судьба. Любовь не планируют, однажды она просто случается, врываясь вихрем в нашу жизнь.
38- летний великий философ и богослов, будучи на вершине карьеры, страстно влюбился в юную 16-летнюю Элоизу, племянницу каноника собора Парижской Богоматери Фульбера, которой давал уроки. Ученица ответила пылкой взаимностью. Как писал сам Пьер Абеляр: “Глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным”.
Как долго можно скрывать вспыхнувшие чувства? Правильно говорится, что рано или поздно все тайное становится явным. Элоиза ждала ребенка. Пьер увез любимую в Бретань, где она родила сына. Там они тайно обвенчались. Девушка понимала, что невозможно быть одновременно женатым человеком и духовным сановником, принявшим обет безбрачия. Поэтому, вернувшись к дяде в Париж, дабы не испортить карьеру мужу, предпочитала умалчивать о замужестве, выдавая себя любовницей. Фульбер не мог стерпеть позора, свалившегося на его голову, настаивал на свадьбе, на что подопечная отвечала: “Нет места земной морали там, где царствует любовь”.
Обезумевший от горя каноник решил отомстить обольстителю. Однажды, ворвавшись с друзьями к нему среди ночи, оскопили несчастного. “Лучше бы они меня убили”, – признавался тогда Пьер. Судьба-злодейка разлучила супружескую чету, разбросав в разные стороны. Абеляр оказался в Сен-Денисском аббатстве. 19-летняя женщина удалилась в Аржантейский монастырь, приняв постриг, стала монахиней, потом аббатисой. Но чувства не убьешь за монастырскими стенами, они оказались сильнее молитв и веры: забывались молитвенные слова, перед глазами стоял лишь родной образ, сердце разрывалось на части. Супруги продолжали любить друг друга на расстоянии, ведя до последних дней переписку.
Когда изувеченный физически, истерзанный и убитый душевно Абеляр скончался, жена настояла, чтобы тело доставили к ней в монашескую обитель. Похоронив его, ухаживала за могилкой еще 20 лет, сохраняя верность единственному в мире мужчине, попросив перед смертью похоронить ее в его могиле. Волю исполнили. Говорят, когда ее тело погружали в гробницу, супруг раскрыл ей свои объятия, а может, это сделала она сама… На кладбище Пер-Лашез на их надгробии никогда не вянут цветы.
Грустно расставаться с Парижем. У каждого о нем остается собственное впечатление, все видят разное: “кого-то умиляют виды крыш, а кто-то трубочистов видит в саже”. Городом восхищаются, изумляются, безумно в него влюбляются, даже много спорят, но никто не остается к нему безразличным. И это, очевидно, самое главное.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru