Монмартр – истинный дух Парижа
Париж… город, который снится по ночам, звучит голосами Мирей Матье, Эдит Пиаф, Джо де Сена. Он слишком разный. Каждый, приехав сюда, откроет для себя свой Париж. Американский писатель Шервуд Андерсон рассказывал своему другу Эрнесту Хемингуэю, что когда впервые увидел окутанную туманной дымкой французскую столицу, был настолько ошеломлен, поражен ее красотой, что заплакал от радости. Эйфелева башня, собор Парижской Богоматери, Лувр, Версаль – это прекрасно. Но если хочется увидеть истинный Париж, ощутить его запах, благоухающий мечтою, божьей благодатью и страстью земной, если есть желание познать его душу, стоит подняться на Монмартр, она – там.
Гора Мучеников
Дословный перевод слова “Mons Martyrum” означает Холм мучеников. Никто не может дать точного объяснения названию. Возможно, оно связано с происшедшей здесь казнью первого парижского епископа святого Деонисия, распространявшего учение Христа среди римлян, немцев, испанцев, казненного в 272 г. Согласно легенде, обезглавленный, он прошагал еще более 5 км с отрубленной головой в руках и замертво упал, указав тем самым место возведения аббатства в его честь. Быть может, наименование посвящено святилищу Меркурия, располагавшемуся здесь во времена Римской империи. Поднимающийся на высоту 130 м холм богат на гипсовые отложения, использовавшиеся в строительстве. Поэтому прав был известный французский романист А. Доде, писавший: “Частица Монмартра есть в любой точке Парижа”.
Здесь проживали Эмиль Золя, писал свои шедевры Ван Гог, наполнялся вдохновением Тургенев. На крошечной площади Эмиль-Гудро снимал под мастерскую скромное помещение в 1904 г. знаменитый Пикассо, проживший на горе почти 10 лет, деля радости и невзгоды со своими друзьями: Хуаном Грисом, Модильяни и другими. На этом холме великий живописец встретил модель и вторую свою половинку, Фердинанду Оливье. Однажды, неожиданно для себя, подарив ей котенка, чем вызвал девичий смех, повел ее в свою мастерскую. По узким дорожкам любили гулять Владимир Высоцкий с Мариной Влади, известнейший бард давал здесь концерты.
Обладая невероятной энергетикой, живописное местечко притягивает неимоверной силой множество туристов своими церквями, музеями, скульптурами, самой большой в Европе барахолкой, где можно купить абсолютно все, кабаре, уютными кафе, извилистыми улочками, по которым лучше пройтись пешком, чтобы в полную силу насладиться очарованием удивительной местности.
Центр современного искусства – площадь Тертр
Ее по праву считают сердцем знаменитого района. В XIV в. на ней казнили преступников, здесь располагался бенедиктинский монастырь, основанный Людовиком VI и его супругой, закрывшийся в период Французской революции. Окружающие здания, относящиеся к XVIII ст., были свидетелями кровавых событий, связанных с борьбой коммунаров против монархии. Кровавая майская неделя в 1871 г. забрала жизни порядка 25 тыс. людей, еще 10 тыс. расстреляли, выслали.
В XX в. здесь создавали свои шедевры великие мастера кисти Пабло Пикассо, Ренуар, Морис Утрилло и другие. И сейчас среди царящей оживленной атмосферы, напоминающей московский Арбат, обосновались современные художники и карикатуристы, готовы за небольшую плату в короткий срок написать портрет любому желающему. Притягивает взор забавная картина на одном из домов, изображающая писающих мальчиков (автор Франциск Пульбо XX в.).
Частные магазинчики наполнены сувенирами, антиквариатом, ручными поделками, открытками. Распахивают радушно двери перед посетителями уютные закусочные, кафе, где можно отлично перекусить, выпить чашечку ароматного кофе с аппетитно пахнущими французскими круассанами.
Церковь Сен-Пьер
Ей по праву принадлежит статус самого старинного сооружения. Возвели в 1153 г. совместно с монашеской обителью на месте античного храма Марса. Когда в 1590 г. Генрих VI захватил Париж, войско гугенотов покорило сердца послушниц, предавших французов. После осады настоятельница вместе с монахинями, покинув обитель, ушла с Генрихом.
Пострадало строение и от революционеров в 1790 г., разграбивших и осквернивших его, устроив в святых стенах мнимый Храм Разума. Последнюю настоятельницу, Луизу де Монморанси, отправили на гильотину. В дальнейшем здание превратили в продовольственный склад. Через 4 г. на церковной башне появился оптический телеграф, по которому сообщили о проигранной Наполеоном битве под Ватерлоо.
Только в 1908 г. после произведенных реставрационных работ в костеле возобновились проведение месс. Однако, Вторая мировая война вновь принесла разрушения. Лишь после ее окончания мастер Морис Макс-Ингран занялся полным восстановлением и преобразованием интерьера. Древние витражи заменили новыми разноцветными, порталы декорировали гравюрами трех святых. От былого осталось лишь несколько элементов: удивительной красоты врата из бронзы, украшенные изображением жизненных сюжетов Св. Петра от призвания Господом до казни, сохранились 4 античные римские мраморные колонны, места упокоения настоятельниц. Здесь находится надгробие королевы Аделаиды Савойской – основательницы монастыря. Заслуживает внимания и другая божья обитель.
Костел Св. Иоанна Богослова
Он совсем молодой. Создать проект на рубеже XX ст. поручили Анатолю де Бодо, внесшему невероятные новшества в архитектуру, применившему впервые армированный бетон. Красные кирпичные стены венчают железобетонные купола, изящные колонны выложены полым кирпичом. Это было огромным шагом вперед в строительстве. Его революционной затее сначала не поверили, даже на время прекратили работы. Но произведенные на прочность испытания дали возможность продолжить начатое дело.
Замечательный фасад выложен в стиле модерн. Центральный портал украшают два молящихся ангела, между ними – Иоанн Богослов, держащий в руках чашу с отравленным недругами питьем (гравер Пьер Рош). Только глубокая вера спасла его от смерти.
Не менее интересный интерьер. Витиеватым узором из тонкого кованого кружева отделаны балконы, образующие галерею. Главный алтарь украшают полотна с изображением Тайной Вечери и исполнения Иисусом чуда превращения воды в вино (Альфред Плозо). На витражах можно увидеть эпизоды Апокалипсиса Особенно привлекает взор картина, где Христос защищает женщину, осужденную за прелюбодеяние. Толпа готова была забросать несчастную камнями, как требовал того закон, если бы не вмешался сын Божий, сказав: “Пусть первым камень бросит в нее тот, кто никогда не грешил”. Созданием церковного органа занимался известнейший мастер Аристид Кавайе-Коль. С обеих сторон на витражах – два всадника, один из них олицетворяет смерть, другой – войну.
На своде видно Деву Марию, молящуюся за раненых солдат, которым оказывают помощь сестрички милосердия, показан юноша, уходящий на войну от молодой жены, с которой только поженились. Невозможно не задержаться возле мраморной кропильницы, где застыл ангел, держащий кувшин с водой.
Проходящий сквозь стены
Не остановиться возле этой довольно странной скульптуры немыслимо, она манит к себе своей неординарностью. Писатель и драматург Марсель Эме написал в 1943 г. рассказ о скромном бухгалтере, умеющем проходить сквозь стены. Однажды, преодолевая очередное препятствие, человек застрял в стенке, так и не сумев с нее выбраться. По любимому многим произведению создали фильм, поставили спектакль. Жан Маре, прославившийся не только, как талантливый актер, игравший в фильмах “Фантомас” и “Граф Монте-Кристо”, но и как скульптор, решил сделать изваяние, отображающее эту печальную сцену. В фигуре пострадавшего он изобразил автора книги. Установили скульптуру на площади Марселя.
Место последнего приюта
Кладбище, занимаемое 11 гектаров, с собственными улицами и проспектами расположено на территории бывшего карьера. На нем нашли вечный покой многие знаменитости. На фоне искрящихся солнечных лучей застыла в камне женщина, одетая в длинное платье, как будто поджидающая кого-то. Выполнил изваяние Ален Аслан, создавший бюсты Мирей Матье и Бриджид Бардо. Кто она, трогательно красивая? Это известнейшая певица и актриса Франции Далида, имеющая дивный голос и трагическую судьбу. Итальянка по происхождению, родилась и выросла в Египте в 1933 г. В 1987 г. в мюзикле “Клеопатра” ей предложили сыграть главную роль, но смерть не позволила.
Внешне никто не замечал давно поселившееся в ней депрессивное состояние. Добившись феерических высот в профессии, личную жизнь упустила, не имея ни мужа, ни детей. “Что-то в моей судьбе пошло не так”, – проронила как-то Далида, но никто не придал значение словам. Ночью 3 мая того же года, выпив большое количество снотворных таблеток, запив их виски, она скончалась. В спальне обнаружили прощальную записку: “Жить стало невыносимо. Простите”. Прощалась с ней вся столица. Здесь никогда не вянут цветы от поклонников.
Рядом уснул вечным сном доктор Ги Питчаль, личный врач Далиды. Его жена, имея крепкие дружеские отношения с артисткой, называвшей ее сестренкой, выдала даже книжку об их дружбе. Памятник Питчаля выглядит необычно. Рука с зажатой трубкой тянется к обличию, провалившемуся в плиту.
Посещаемым является последнее пристанище Эмиля Золя, сделавшего много хорошего для людей. Именно он смело встал на защиту Дрейфуса, признанного по несправедливости изменником родины, и выиграл судебный процесс, послужив примером для подражания многим честным гражданам. Поговаривали об убийстве на политической почве, но доказательств не нашли. Его труп перенесли в Пантеон, на пустой могиле стоит бюст, созданный близким другом Солари. Во время перезахоронения было совершено покушение на Альфреда Дрейфуса. Странно, не правда ли?
Не пройдите мимо захоронения танцора Вацлава Нижинского, сбежавшего из России и артистки балета Марии Тальони, не забываемую благодарными учениками. Недалеко покоится Людмила Черина, дочь князя Чемерзина, служившего полковником, скрывавшегося во Франции от террора красных. Заслуженная актриса несколько раз награждалась премией Оскар. Ее помнят московские зрители на сцене Большого театра, где она выступала. Отпевали ее в соборе Сен-Рок под полотном “Одинокий порыв”, написанный ею.12-ти метровая копия ее скульптурной композиции “Сердце Европы”, овитая лилиями и роскошными розами, стала надгробным памятником.
Среди современных творческих личностей можно встретить погребенную на участке под №31 звезду кабаре Мулен Руж Луизу Вебер, получившую прозвище Большеротая за опустошение бокалов богатых клиентов и привычку перекусить за чужой счет.
Здесь найдете надгробие немецкого поэта Генриха Гейне, изгнанного из Германии. Перебравшись в Париж, лирик женился на молоденькой продавщице Кресанс Эжери Мира, неплохо владел французским языком. Оккупировавший столицу Фюрер запретил посещать могилу поэта солдатам, любившим его.
Кладбище, называемое горожанами литературным некрополем, вмещает много интересных захоронений. Покоится здесь Стендаль, выбравший для себя посмертные слова: “Жил. Писал. Любил” и Дюма-сын со своей возлюбленной, знаменитой жрицей любви Мари Дюплесси, ставшей прообразом главной героини романа «Дама с камелиями». В основу сюжета заложена реальная жизненная история.
Так ее и называли парижане за пристрастие к этим цветам, восхищаясь благородным поступком. Чтобы успокоить старого родителя, который умолял оставить сына, пожертвовав своими чувствами, она бежала от любви. Тяжелая болезнь погубила прекрасное создание, умиравшее вдали от горячо любимого человека. Очаровательные нежные камелии остались с ней и после смерти, увив всю плиту. Сквозь них едва просматривается имя, ставшее музыкой, легендой. Марина Цветаева посвятила ей прекрасные строчки: “В чем вина твоя? Грешило тело. Душу – ты невинной сберегла”.
Покоится здесь Полина Виардо – идеал, любовь и муза Тургенева и многие выдающиеся личности. Проходя аллеями города мертвых, начинаешь остро ощущать быстротечность земного бытия, похожего всего лишь на короткий сон.
Базилика Святого Сердца
Увиденная длинная лестница кажется нереальной, напоминая чудесное видение из сна. Возникает впечатление, что ведет она прямо к небесам. Вершину венчает, словно созданный из молочных облаков, храм, парящий над Парижем. Он влечет к себе необъяснимой силой, перед которой невозможно устоять. Чтобы приблизиться, надо преодолеть 240 ступенек. Откуда он взялся? Кто сотворил это чудо?
Рассказывают, что еще в XVII в. монахине Маргарите-Марие явился в видениях Христос, велев возвести горожанам на самой высокой точке Монмартра храм “во славу Его Божественного Сердца”. Никто не придал значения рассказу простой послушницы, потом просто забыли.
События 1870 – 1871 гг., связанные с поражением во Франко-прусской войне, кровавой неделей Парижской коммуны отпечатались глубокой раной на французском народе, став поводом для обращения за помощью к силам небесным. Тогда-то и решили возвести церковь, символизирующую покаяние, национальное примирение.
Пол Абати, разработавший проект, умер за 20 лет до окончания строительных работ, не увидев уникального детища. Возводили сооружение божественной красоты на протяжении 40 лет из травертина, добытого в каменоломне шато-Ландон. Белый камень под дождем имеет свойство самоочищения, становясь еще белее.
Построенная в римско-византийском стиле базилика напоминает издалека восточную мечеть. Ее венчают 5 куполов. Центральный возвышается на 83 м, остальные поменьше. Сзади построили колокольню, достигающую 84 м, одарив одним из самых больших колоколов Франции, весом, превышающим 19 т.
С обеих сторон трехарочного портика охраняют дом Господень вылитые из бронзы всадники на конях, установленные на колоннах. Справа, обнажив меч, словно приготовилась к бою, – бесстрашная Жанна д’Арк. Слева – фигура Людовика IX. Над ними, в центре фасада, – скульптура Христа. Левую руку он прижимает к сердцу, правой приветствует пришедших.
Три двустворчатых двери ведут внутрь. На каждой половинке – библейские сюжеты. Потрясает воображение внутреннее убранство. Сквозь арочные окна в куполе льется солнечный свет. Свод украшен изображением Иисуса с сияющим сердцем. Справа – Михаил с Орлеанской девой, по левую сторону – Людовик с семейством. У алтаря – статуя Богоматери с младенцем на руках (работа П. Бюнне).
Выйдя на смотровую площадку, расположенную у основания главного купола, душа наполняется неистовым восторгом – весь Париж раскинулся у ваших ног. Панорама вызывает невероятный взрыв эмоций. Потрясающая картина!
Там прописалась любовь
Париж просто создан для прекрасного чувства. Им наполнено здесь все. Любовь затаилась в каждом уголке: ощущается в шелесте трав, о ней навевает ветер, ее ароматом пропитан воздух. А французский язык, кажется, рожден для нее. Не зря здесь так много влюбленных пар. Не удивительно, что именно в этом городе, насыщенном романтикой, в 2000 г. возвели стену, разукрасив 40 м2 признаниями на всех существующих на планете языках. Окрыляющую фразу “Я люблю тебя”, вызывающую трепет в душе, отыщет даже слепой, ведь она начертана и шрифтом Брайля. Человек, доживший до старости, никого не любя, считайте, умер раньше физической смерти.
Чудесная сказка в красочном месте Монмартра среди благоухающих цветов, раскидистых деревьев, поющих птиц создана живописцами Фредериком Бароном и Клэром Кито с единственной целью, чтобы люди не забывали, что миром правит любовь. Она поселилась на 612-ти плитках, расписанных художниками. На ней заметите красные кусочки, подобно горящим уголькам, разбросанные по всей стенке. Это частицы разбитого человеческого сердца, испытавшего боль предательства и горечь разлуки, которые нужно собрать воедино, чтобы жить дальше.
Придя сюда, скажите своей возлюбленной три заветных волшебных слова, и радость сотрясет небеса. А если среди миллионов людей где-то затерялась ваша половинка, и не удается встретиться, найдите заветную фразу на родном языке, прикоснитесь к ней рукой, закройте глаза, искренне пожелайте встречи, тогда непременно притянете того единственного, родного, предназначенного судьбой, который тоже ищет, надеется, ждет. Существует красивая традиция: в День Влюбленных здесь собираются пары, отпуская в небо белоснежных голубей, загадывают желание о счастливой совместной жизни. Кто сказал, что любовь – это мука? Нет чувства сильней и прекрасней на Земле.
Кабаре Мулен Руж
Не забывайте, что вы в Париже. Это о многом говорит. Здесь можете посетить вечный праздник жизни с интригующим названием “Moulin Rouge”, означающим в переводе Красная мельница. Почему именно этот цвет? Он выбран не случайно, ведь неподалеку, пусть вас это не смутит, находится район красных фонарей.
Находясь у подножия Монмартра, размахивая завораживающими огненными крыльями, ночное увеселительное заведение привлекает невиданное количество гостей на протяжении более 120 лет. Ошеломляющее впечатление производит экстравагантный интерьер, в котором европейский стиль сливается с восточным в единую симфонию. Модерн искусно перекликается с антиквариатом, а сюрреализм с авангардом.
Но главное даже не в этом. Эта сцена дала рождение знаменитому канкану. На афишах, нарисованным живописцем Анри де Тулузом-Лотреком, изображен этот зажигательный танец, запрещенный, осужденный в Европе церковью за излишнюю откровенность наряда. На пирушках влиятельных господ танцовщицы, как бы ненароком, приоткрывали свои прелести, завлекая дерзким способом богатых любовников. Анри частенько захаживал сюда, воодушевленный видом прекраснейшего пола, в окружении шумной толпы создавал шедевры, принесшие славу ему и клубу.
Канкан, появившийся на подмостках кабаре для развлечения мужчин, нельзя причислить к стриптизу, поскольку мужскому взору открывается незначительная часть оголенного тела: всего полоска между чулками и нижним бельем. Постановщики Мулен Ружа, основанного в 1889 г., постоянно трудились над разработкой новых фееричных па, сформировав окончательный вариант откровенного танца. Но на протяжении всей истории существования здесь никогда не танцевали стриптиз, как думают некоторые.
Лишь единожды в 1893 г. произошел курьез с молодыми девушками, пришедшими сюда ночью с начинающими художниками, согласившись позировать. Разгорячившись от достаточно приличной дозы принятого спиртного, они, взобравшись на стол, разделись догола. Хмельной порыв не был воспринят, вызванная кем-то полиция забрала объявившихся неожиданно “стриптизерш” в участок.
Отовсюду съезжались знатные гости, жаждущие ощутить блеск, веселье, взглянуть на сногсшибательных участниц шоу: обольстительную Рэйон д’Ор или сексуальную Ля Гулю (Луизу Вебер), начавшую дебютировать с 19 лет. Она буквально сводила с ума мужчин невероятной чувственностью, за что ее считали порочным, но чрезвычайно притягательным символом. В антракте за кулисами толпились восторженные поклонники. К сожалению, в последние годы она часто злоупотребляла спиртным. Потеряв работу, торговала орехами, сигаретами. Закончила жизнь прислугой в публичном доме. В опустившейся женщине ничего не осталось от бывшей королевы Монмартра.
“Безумная” мельница вращалась до начала Первой мировой войны, приостановившись на время в 1915 г. Выступления возобновились в 1921 г., разбавившись фокусами, аттракционами. Оставили, безусловно, задорный канкан, исполняемый под чарующие звуки музыки самыми обворожительными девушками в окружении гламурных декораций. Костюмы прелестных созданий ослепляют сверканием блесток, страз, восхищают перьями. В 1964 г. для показательных номеров в воде создали огромный “аквариум”. Бурную реакцию вызвало шоу под названием “Феерия”, где в воду вместе с плавающей красоткой помещали настоящих змей.
Подмостки этой сцены помнят многих звезд: рукоплескали здесь Эдит Пиаф и Элле Фитцджеральд, оставили незабываемое впечатление выступления Элтона Джона, Михаила Барышникова, Лайзы Миннелли и других знаменитостей. Приходили насладиться их талантом люди аристократического круга, творческие личности (Оскар Уайльд и Пикассо), видели даже принца Уэльского.
Правильно выразился когда-то Ги де Мопассан: “Знаешь, в Париже скорее можно обойтись без кровати, чем без фрака”. Это правда. Посещать подобный клуб разрешено только в вечернем наряде. Курить запрещено. Здесь прочувствуете на полную силу пьянящую энергию ночного Парижа.
Ошибался тот, кто произнес слова, ставшие поговоркой: “Увидеть Париж – и умереть…” Зачем так? Гораздо лучше звучит: “Увидеть Париж – и жить!” Жить, чтобы иметь возможность вернуться еще в этот благословенный Богом город, который Хемингуэй называл никогда не заканчивающимся праздником.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru